Позиция партии
Лед тронулся
Перепечатано из газ. «Новый День» № 74 за 17 марта 2006г.
У нас уже сегодня некоторые
чиновники исподволь противятся, «стесняются» называть улицы столицы именами
прославленных Героев, павших в смертельной схватке с очередным поколением
грузинских нацистов образца 1992-
В этой связи особенно отрадно отметить, что наконец, на 13-м (!) году нашей Священной Великой Победы в столице появилось первая (!) улица одного из павших в бою Героев – улица ГЕРОЯ АБХАЗИИ АРТУРА ЧИТАНАВА. С установлением на стене дома, где он рос и жил, памятной плиты с горельефным изображением Героя и соответствующим текстом на государственном и русском языках. Честь и хвала общественной комиссии по переименованию улиц во главе с академиком О.Шамба (в составе таких компетентных и опытных людей как А.Агумава, Е.Аджинджал, Г.Амичба, О.Бгажба, А.Гожба, А.Кортуа), которая на своем заседании 23 февраля с.г. (что символично) единогласно приняла такое решение, дав соответствующее заключение. Честь и хвала Собранию г. Сухум под умелым председательством Г.Габния, поддержавшему, утвердившему на своем заседании 15 марта - День известного в истории войны Мартовского наступления (что также весьма символично) такое решение комиссии. Правда, и на сей раз не обошлось без курьеза: не просто против, но рьяно против возражали и голосовали все те же Л. Смыр и С.Алания. Ну да Бог с ними. Так или иначе справедливое и долгожданное решение, преодолевшее чиновничий синдром оглядки, наконец, принято. Уж его-то, надо думать, Президент не отменит. Даже если очень захочет. Не дано.
Хочется надеяться и верить, что не за горами и тот день, когда в этом доме непременно будет организован музей-квартира. В котором есть что экспонировать: многочисленные, в т.ч. ранее публиковавшиеся, очерки и воспоминания о нём известных в стране журналистов, сослуживцев, однополчан, друзей, родственников, соседей; не менее многочисленные, буквально захватывающие его служебные и др. характеристики и его самого рапорты и донесения, в т.ч. некоторые из ранее секретных; дипломы о спортивных и др. достижениях в юности, об его отличной учёбе в сильнейшей тогда Омской Высшей Школе милиции и Академии МВД СССР; интереснейшие, в т.ч. уникальные материалы об истоках его героизма; готовящийся о нём видным поэтом, общественным и государственным деятелем, Президентом Культурного Фонда «Абхазия - Северный Кавказ» В.Зантария документальный телефильм и т.д. и т.д.
Так что правы те, кто оппонировал (приходится и в этом им оппонировать) противникам вышеназванной сомнительной линии «стеснения», убежденных (искренне заблуждаясь или... не хочется думать) в том, что у нас оказалось, видите ли, слишком много героев - на всех улиц не хватит. А назвать именем одних, а других нет, дескать, неудобно получится. Вот вам и «логика». Под предлогом уравниловки опять и здесь вершит вопрос его величество штамп. А ведь все это - тоже политика. На что руководство НПА отвечало и отвечает: «Кто сказал, что их именами можно называть только улицы и только в столице? Ведь именами павших в неравном бою Героев вполне можно назвать улицы, скверы, парки, аллеи и в других города и населенных пунктах, войсковые части и их подразделения, средние, спортивные, музыкальные, художественные и др. школы, техникумы и училища, дома отдыха и санатории, предприятия, фирмы (независимо от формы собственности), организации, учреждения, морские катера, др. военные и гражданские морские и воздушные судна и т.д. И потом, партия ведёт речь об увековечении памяти в бою павших Героев, а их в два раза (!) меньше». Да что там говорить, даже музея минувшей войны нет в столице. Даже под открытым небом. А ведь эти улицы, носящие имена Героев, с соответствующими памятными плитами, домами-музеями, музеями-квартирами, частично восполнили бы отсутствие такого, так необходимого всем нам музея. Чем вызвана и на что нацелена такая перманентно-«стабильная», «миролюбивая», «не злопамятная» политика, по-существу, замалчивания войны и ее Героев, нашей страшной и героической истории? На абсолютно не гарантированный мир с по-прежнему враждебной нам Грузией? Или еще что?
Кто сказал, к примеру что нельзя назвать Госпредприятие «АБХАЗАВИАЛИНИИ» именем выдающегося абхазского летчика, одного из лучших военных пилотов, легенды ВВС России, Героя Абхазии Олега Чанба? Кстати говоря, так, наверное, руководство предприятия и поступит. К этому дело идет. Во всяком случае Политсовет Народной Партии Абхазии с таким письмом-ходатайством к нему и в Правительство уже обратился.
Я.Лакоба - Председатель Политсовета Народной партии Абхазии
От редакции
УБЕДИТЕЛЬНО, БЕЗ ШТАМПА. НУЖНО МЕНЯТЬ И ЭТУ ПОЛИТИКУ
информация к размышлению
Вскоре после публикаций Якуба Лакобы «Лед тронулся» и «Серьезный повод для серьезного разговора», и в связи с письмом – ходатайством Политсовета НПА отправленного руководству ВВС Минобороны РА и премьер-министру, руководство Госкомпании «Абхазские Авиалинии» пригласило лидера НПА на объединенное собрание личного состава ВВС и коллектива предприятия. На встрече также присутствовал представитель неправительственных структур Республики Адыгея Аслан Ловпаче.
Речь пошла о письме - ходатайстве Политсовета НПА, в котором говорилось о присвоении Госкомпании «Абхазские Авиалинии» имени Героя Абхазии Олега Чанба, выдающегося абхазского летчика, входившего в ряды лучших пилотов ВВС России и погибшего за свободу Абхазии.
На письме стояли резолюции премьера, одна из них выглядела так: «Вячеслав Ахметович! Прошу переговорить со мной». Остались неизвестными содержание и результат этих «переговоров». Об этом можно только догадываться. Однако, надо отдать должное премьер-министру и руководству ВВС Минобороны, которые не только прочитали письмо Политсовета НПА, но и выбрали время его обсудить.
Итак, собрание открыл и выступил 1-й зам. Гендиректора
предприятия полковник Нодар Герзмава. Его выступление
во многом задало тон и предопределило многие другие выступления (главным образом
руководящего состава и офицеров коллектива). А мнение полковника Герзмаа было
таким: Если бы у нас был один герой-пилот Олег Чанба, то можно было бы дать его
имя Сухумскому Аэропорту. А так у нас есть еще летчики Герои Абхазии, также
погибшие в ОВ (1992-
Наверное, не без основания беспокоится о родственниках других пилотов опытный полковник. Ему виднее.
Тем не менее были высказаны и другие мнения.
В частности, обращалось внимание на то, что предприятие фактически находится на консервации, коллектив превращен в сторожа-охранника столь важного объекта. Над зданием аэропорта нет даже… государственного флага Республики. Другие говорили о неготовности находящегося в столь тяжелом положении предприятия носить столь высокое имя Героя Абхазии Олега Чанба, о заметной утрате чувства патриотизма. Общим же смыслом выступлений было: о необходимости увековечения павших в боях Героев (в этом мнении были едины все), о давнишних намерениях коллектива разбить парк и Аллею Героев с установлением памятных бюстов Героям Абхазии Олегу Чанба, Леониду Пкин, другим отважным военным и гражданским авиаторам, организовать стенды, музей, в т.ч. под открытым небом. Мнений было высказано на собрании предостаточно. Общее же мнение собрание заключалось в том, что поднятый вопрос серьезен, необходимо его осмыслить, а для этого оставить его пока открытым. Поэтому никакого решения по данному вопросу принято не было.
Вообще же в целом в вопросе увековечения памяти павших в войне Героев в ряде регионов страны, в т.ч. в столице (о чём с горечью поведал Я.Лакоба) сложилось нетерпимое положение. Мы знаем кому на руку, кто заинтересован в такой политике замалчивания войны и ее Героев. Нам же стесняться в этом вопросе нечего и некого. Сложившийся под влиянием сомнительных обстоятельств у отдельных должностных лиц стереотип неоправданных оглядок следует изживать. Так что нужно срочно менять и эту политику. Должно быть больше убежденности в нашей правоте. И это должно проявляться буквально во-всем. Мир, мирное разрешение абхазского вопроса следует искать не таким образом, не на путях замалчивания Священной для нас войны и её, великих для нас, Героев.
В целом, по мнению участников встречи, получился интересный, открытый, искренний, и в любом случае, конечно же, полезный разговор. Было много вопросов, на которые опытный и в этих вопросах приглашенный гость непринужденно, нестандартно и убедительно, без штампа отвечал, давал разъяснения.
Спустя месяц, 10-го мая, в офис НПА поступил официальный ответ от соответствующих адресатов. Который, кстати, мог бы явиться примером ответственного отношения к требованиям официальной переписки и ведения делопроизводства для многих других, не менее, а порой и более «высоких» инстанций и учреждений. В т.ч. правительственной и даже самой высокой – президента.
Поскольку пока нет окончательного решения вопроса, а также для полноты картины ниже приводим этот ответ.
Официальный ответ на письмо-ходатайство Политсовета НПА
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПОЛИТСОВЕТА НПА
ЛАКОБА Я.В.
Многоуважаемый Якуб Васильевич!
Личный состав ВВС РА и коллектив ГП «Абхазские авиалинии» благодарит НПА за столь высокое внимание к памяти героически погибшего в ОВ (1992-1993гг.) летчика О.Чанба.
Ваше письмо рассмотрено на собрании личного состава ВВС. Направляем Вам протокол собрания и постановление для дальнейшего рассмотрения на государственном уровне.
Командующий ВВС
МО РА г-л/м-р В.А.ЭШБА